Педагогам

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ

развернуть

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные права и интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

·         оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

·         ухудшают качество мышления;

·         снижают объективн6ость оценки окружающих;

·         по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

6. Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективн6ость работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

 9. Постоянно учитесь без каких либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать всё же гораздо легче, чем взрослых людей.

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая психологически комфортную среду в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты.

12. Расширяйте пространственные границы мировосприятия. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень-то умно.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной страны, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить её на конфликты не очень то умно.

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйтесь содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

 

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы в классе. Благополучие ребёнка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей.

  1. Пресекайте любые насмешки  над неудачами одноклассников и любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  2. Если по каким-либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива.
  3. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребёнка перед всем классом. По возможности надо воздерживаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличённым во лжи или воровстве.
  4. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.
  5. Оценки за контрольные работы желательно не объявлять публично, а выставлять в дневники. Разбор ошибок необходимо делать либо, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.
  6. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с учениками.
  7. Полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребёнка, на примерах из жизни или литературы.
  8. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки.
  9. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счёт собственных способностей, а не за счёт унижения других.
  10. При распределении ребят по парам или командам лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
  11. При наличии отвергаемого ребёнка, имеет смысл поговорить с ребятами о причинах их отношения. Обратить их внимание на чувства жертвы, его положительные качества.
свернуть

«Школьные перегрузки: преодолеваем вместе» 

развернуть

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ребенок от природы капризен и непослушен. Нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья ребенка – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Как сделать нагрузку разумной?

1. Определить для ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными.

2. Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

3. Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

4. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

свернуть

«Признаки и симптомы подросткового алкоголизма

развернуть

Признаки употребления алкоголя подростками могут зависеть от индивидуальных, генетических особенностей организма, наличия лекарственных средств, количества выпитого, частоты, с которой отрок употребляет алкоголь. Наиболее распространенные признаки и симптомы злоупотребления алкоголем подростками включают:

Поведенческие симптомы:

  • Кардинальные изменения успеваемости.
  • Пренебрежение учебой, обязанностями в школе, частые прогулы (объясняет усталостью и болезнью).
  • Изменение круга друзей. Категорически отказывается знакомить родителей с новыми друзьями.
  • Потеря интереса к прошлым увлечениям, целям.
  • Снижение личной гигиены. Обычно подростки уделяют много времени, внимания своей внешности, поэтому внезапное пренебрежение гигиеной, внешностью (грязный внешний вид) может быть первым признаком.
  • Явные изменения поведения: пассивность, агрессивность.
  • Внезапная необъяснимая потребность в деньгах; частая пропажа денег или ценностей из жилья.
  • Изменившиеся отношения с членами семьи или друзьями: нервозность, бесконечные отговорки по любому поводу. Уклончивые ответы на вопрос «где ты был?»
  • Злоба, гнев, агрессия к подозревающим их в употреблении спиртного (на воре, как говорят, шапка горит).
  • Бесшабашное вождение, ДТП или необъяснимые вмятины автомобиля.
  • Правовые проблемы: драки, хулиганство, воровство.
  • Необщительность, скрытность, отсюда нежелание впускать кого-то в свою комнату, поэтому двери всегда держит на замке.
  • Скрытые телефонные звонки.

Физические симптомы:

  • Запах перегара, одежда пропитана запахом алкоголя.
  • Остекленные, налитые кровью глаза.
  • Желание избежать зрительного контакта с собеседником (боится смотреть в глаза).
  • Частые головные боли, тошнота, чувствительность к звуку (особенно по утрам из-за похмелья).
  • Покраснение на щеках и лице.
  • Нечленораздельная, невнятная речь, путаница.
  • Внешние проявления опьянения.
  • Изменения в структуре сна.
  • Резкое, внезапное увеличение или потеря веса.
  • Проблемы с координацией движения, медленные рефлексы.

Когнитивные симптомы:

  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Дефицит краткосрочной памяти (не в состоянии объяснить, вспомнить, что происходило в течение каких-то определенных периодов времени).
  • Забывчивость и частые опоздания куда-либо.

Психосоциальные симптомы:

  • Депрессия.
  • Частые перепады настроения, эмоциональная нестабильность, раздражительность.
  • Беспокойство.
  • Использование алкоголя, чтобы заглушить эмоции.
  • Повышенная утомляемость.
  • Уход из дома, желание избегать общения с семьей, проводить больше времени в одиночестве.

Бывают и другие признаки алкогольной зависимости подростка, которые напрямую не связанные с физическими, социальными, эмоциональными симптомами. Например, не обнаруживается ли дома пропажа алкоголя или уменьшение содержимого в бутылках домашнего бара? Подростки, не имея средств или возможности приобретения алкогольных напитков, могут легко воспользоваться домашним баром.

Важно помнить: этот список — неабсолютное руководство для определения алкоголизма у подростков. Подрастая, ребенок проходит через фазы взросления, которые могут менять его поведение, настроение.

На определенном этапе взросления все подростки экспериментируют, это нормально! Один из таких экспериментов — немного спиртного, чтобы почувствовать себя взрослее. Тогда достаточно просто откровенного, честного и спокойного разговора с ними.

Ненормально тогда, когда большинство описанных признаков проявляются на протяжении длительного времени.

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике суицидального поведения среди подростков

развернуть

За последние годы суицид среди подростков возрос. Следует отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств.

   Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия (насилие может быть психологическим); родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причины суицидального поведения:

  Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

  Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

  Подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

   Для многих склонных к самоубийству подростков характерна высокая внушаемость к подражанию.

  Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны.

  Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они заживут в мире и согласии.

   Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться.

   Заставить себя замолчать, осознать свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптеке, подоконник в вашей – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Признаки суицидального поведения:

    Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

  • Словесные признаки.
  • Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
  • Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
  • Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Много шутить на тему самоубийства.
  • Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

           - в еде – есть слишком мало или слишком много;

           - во сне – спать слишком мало или слишком много;

           - во внешнем виде – стать неряшливым;

           - в школьных привычках – пропускать занятия;

           - замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

  • Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
  • Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
  • Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
  • Предпринимаемая раньше попытка суицида.
  • Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.
  • Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей.
  • Слишком критически настроен по отношению к себе

Рекомендации педагогам  в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

  • что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
  • что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
  • что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократномили хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственнымипроблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация,поступившая от ребенка;

информация,поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация,поступившая от работников учреждений образования;

информация,поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего днянаправляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшимжертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

 

 

[1]Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2]Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

[3]Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

[4]Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5]Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

 

свернуть

Раннее выявление неблагополучия в семьях учащихся.

развернуть

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономические ( низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
  • Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Во взаимодействии коллектива учреждение образования ( заведующей, воспитателей, педагога социального и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социально-педагогическая характеристика. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка ,и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

 

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

 

свернуть

Памятка для педагогических работников «Основные аспекты мониторинга страниц учащихся  в социальных сетях»

развернуть

С целью профилактики приобщения несовершеннолетних к деструктивным интернет-сообществам рекомендуется проводить мониторинг социальных страниц учащихся. При этом особое внимание следует обращать на содержание противозаконной, неэтичной и вредоносной информации. К ней, в первую очередь, относится:

  • пропаганда насилия, жестокости и агрессии;
  • разжигание расовой ненависти, нетерпимости по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам;
  • пропаганда суицида;
  • пропаганда азартных игр;
  • пропаганда и распространение наркотических и отравляющих веществ;
  • пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений;
  • материалы порнографического содержания;
  • нецензурная лексика и т.д.

Проводя анализ страниц учащихся в социальных сетях, педагогическим работникам необходимо обратить внимание на:

  • личное творчество, «репосты» из групп, их содержание и эмоциональную окраску:
  • стихи, цитаты и изображения, несущие негативный характер или пропагандирующие вредные привычки;

    тексты, комментарии, написанные с использованием ненормативной лексики;

    постоянные репосты из групп, пропагандирующих вредные привычки и антисоциальный образ жизни;

    фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов.

  • список групп и публичных страниц, на которые подписан учащийся, имеющих деструктивную направленность, содержащих в названии или иллюстрации на аватарах, пропагандирующие вредные привычки и нецензурную брань, эротические и порнографические изображения.
  • список сохраненных или добавленных аудио- и видеозаписей:
  • клипы, в которых прослеживается пропаганда суицидального и антисоциального поведения, вредных привычек;

    музыка, песни деструктивной и девиантной направленности (алкогольная, наркотическая тематика, ненормативная лексика, пропаганда случайных связей, «тюремной романтики»).

  • личную  информацию:
  • правдивость информации на личной странице (возраст, имя, род занятий и др.);

    наличие/отсутствие семейного положения, социальный статус;

    «хэштеги»;

    группа «подозрительных друзей», появившихся за короткое время (может свидетельствовать о том, что подросток попал в опасную компанию).

    5 – фотографии учащихся, выставленные в публичный доступ и комментарии к ним:

    фотографии, сделанные на встречах со сверстниками, наличие на них алкоголя, наркотических веществ, запрещенной атрибутики;

    изображения или рисунки, выражающие депрессивное или агрессивное настроение с соответствующими комментариями;

    содержание комментариев учащихся, их друзей к фотографиям, ответы на данные комментарии;

    закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, что символизирует суицидальные мысли.

  • Тревожными сигналами являются:

    картинки с мемами (короткие высказывания или картинки, которые мгновенно становятся популярными). На картинках – слова «одиночество», «прыгай», «боль», «смерть», «тоска», «вешайся», «достали», фоном для которых служат могилы, виселицы, ножи, лезвия, таблетки либо многоэтажные дома, мосты, рельсы, поезда, безрадостные пейзажи, серое небо, открытые окна многоэтажек и т.д.;

    подписи к фотографиям, дискредитирующие общечеловеческие ценности, например:

    «Я перестал верить в любовь»;

    «Влюбленных много, счастливых мало»;

    «Скажи, как мне быть жизнерадостным?»;

    «Пора завязывать с дерьмом. Я про людей»;

    «Жизнь разносилась как туфля, из потолка растет петля»;

    «Недосып как стиль жизни»;

    «Тебя предадут те, кому ты больше всего веришь»;

    «Нас только трое: я, мое одиночество и бухло»;

    «Ничего не радует»;

    «Коллективный суицид. С собой покончили: Вера, Надежда, Любовь»;

    «Каждый был хоть однажды настолько одинок или расстроен, что думал о суициде...»;

    «Любовь – медленный суицид»;

    изображения атрибутов БДСМ (психосексуальная субкультура, включающая ролевые игры в господство и подчинение): плети, наручники, люди в соответствующей одежде;

    изображения оккультных символов: пентаграмм, числа 666 и т.п.;

    изображение сатанистских символов и знаков, знака со словами «ОНО» и «АД» (этот знак был разработан как символика «суицидального квеста»);

    изображение часов, показывающих время 4:20;

    изображения порезанных рук, вскрытых вен, ссадин, гематом, проколотых булавками губ и т.д.;

    страницы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве» либо фильмам (например, «Зал самоубийц»);

    страницы, посвященные подросткам-самоубийцам, «колумбайнерам».

  • При выявлении на страницах учащихся в социальных сетях деструктивных проявлений и контентов педагогическим работникам следует проинформировать специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования и законных представителей несовершеннолетних с целью профилактики противоправного поведения и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся. Также необходимо помнить о фиксации в Журнале учета информации о несовершеннолетних, вовлеченных в активные сообщества и игры, имеющие суицидальных контент факты наличия в социальных страницах несовершеннолетних информации, пропагандирующей суицидальное поведение либо свидетельствующей о наличии мыслей и намерений суицидального характера.       

     

 

свернуть