Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Методические рекомендации для педагогических работников по предупреждению, профилактике и устранению насилия в учреждении образования

развернуть

Методические рекомендации для педагогических работников

по предупреждению, профилактике и устранению

насилия в учреждении образования

 

1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок работы учреждения образования по предупреждению, профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, а также выявлению, регистрации случаев насилия, реагирования на такие случаи и оказанию психолого-педагогической помощи участникам, вовлеченным в ситуацию насилия в отношении несовершеннолетних.

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия и их определения.

Физическое насилие – действия с применением физической силы в целях причинения боли, дискомфорта, унижения достоинства. К физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом и др.

Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных вербальных и невербальных действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию несовершеннолетнего. Психологическое насилие может проявляться в насмешках, обзываниях (присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообщества, обесценивают его личность.

Буллинг – повторяющиеся акты физического или эмоционального (психологического) насилия и издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении несовершеннолетнего с целью вызвать страх, унизить, подчинить.

Кибербуллинг  использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования несовершеннолетнего, распространения о нем ложной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений, передача конфиденциальной информации.

Противодействие насилию в учреждении образования – непрерывный процесс, требующий от всех участников образовательного процесса соблюдения принятых и закрепленных в локальных документах норм о недопустимости насилия.

2. Деятельность учреждения образования по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних связана с выявлением лиц, намеревающихся совершить агрессию и насилие, принятием мер по недопущению реализации этих намерений, а также повышением уровня осведомленности работников, обучающихся и их родителей о недопустимости насилия в учреждении образования и целях создания дружественной и поддерживающей среды.

Компонентами работы по предотвращению насилия в учреждении образования являются:

принятие организационно-управленческих мер;

проведение профилактических мероприятий, в том числе информационно-просветительской работы;

выявление случаев насилия;

сообщение (информирование) о случаях насилия, их регистрация;

организация работы по прекращению насилия, оказание помощи участникам.

2.1. Организационно-управленческие меры включают:

дополнение Устава учреждения образования, издание локальных документов (приказов руководителя, решений педагогического совета учреждения образования, собраний трудового коллектива, дополнение должностных инструкций работников) с назначением ответственных за предотвращение, выявление и реагирование на случаи насилия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример дополнения должностных инструкций работников учреждения образования);

обеспечение безопасности помещений и территории учреждения образования;

анализ психологического климата учреждения образования и выработку общей позиции (политики) руководства, педагогического коллектива, обучающихся и родителей в отношения недопустимости насилия в учреждении образования;

мониторинг уровня комфортности, инклюзивности и безопасности учреждения образования.

Дополнение Устава учреждения образования положениями о недопустимости насилия в отношениях между участниками образовательного процесса. С Уставом должны быть ознакомлены все работники, обучающиеся и их родители.

Правила внутреннего распорядка для обучающихся в учреждении образования должны содержать:

требования к соблюдению обучающимися правил личной безопасности и норм взаимодействия на уроках, факультативных занятиях и переменах, во время спортивных, творческих, досуговых мероприятий, в различных помещениях (раздевалке, коридорах, столовой, библиотеке, мастерских, актовом и спортивном залах), на спортивной площадке, во время дежурства, на экскурсиях и других мероприятиях.

механизм сообщения (передачи) сведений о действительном или предполагаемом случае насилия в учреждении образования;

сведения о педагогических работниках, оказывающих помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

С Правила внутреннего распорядка для обучающихся должны быть ознакомлены обучающиеся, их родители и работники учреждения образования.

Рекомендуется разрабатывать Правила внутреннего распорядка для обучающихся при их участии. Целесообразно в каждом классе, группе обсудить:

основные проблемы с дисциплиной и поведением обучающихся на уроках, переменах и иных мероприятиях;

допустимые воспитательные меры со стороны учителей, руководства и других работников учреждения образования;

действия со стороны обучающихся, учителей, педагога-психолога, руководителей и других работников учреждения образования, которые могут помочь избежать конфликтов и разрешать их ненасильственным способом;

дисциплинарные, воспитательные и психолого-педагогические меры в отношении нарушителей Правил внутреннего распорядка для обучающихся и обучающихся, допускающих насильственные действия.

Коллективная работа над правилами способствует выработке чувства сопричастности к общей договоренности и ответственности каждого за их выполнение.

В правилах внутреннего трудового распорядка для работников учреждения образования указываются нормы педагогической этики, меры, которые будут предприняты руководством учреждения образования к работникам, допускающим неуважение, дискриминацию, угрозы, издевательства, физическое и психологическое насилие в отношении обучающихся или своих коллег, а также меры по защите работников, подвергшихся издевательствам или насилию со стороны обучающихся. Правила определяют действия работников в ситуации, когда они узнают о реальном или предполагаемом случае насилия в учреждении образования или становятся его свидетелями.

В локальных документах учреждения образования должны быть обозначены нарушения, регулирование которых не входит в компетенцию учреждения образования (ношение и применение оружия, угрозы физической расправы, насильственные действия, повлекшее необходимость оказания медицинской помощи, вымогательство, кража, ограбление; хранение и распространение наркотиков, иные преступные деяния), о которых руководство учреждения будет сообщать органам внутренних дел и вышестоящему органу управления образованием.

3. Информационно-просветительская работа

3.1. Обучение педагогических работников

Для эффективного противодействия насилию руководители, педагогические работники и иные работники учреждения образования должны владеть информацией о насилии, его причинах, формах проявления и правовых последствиях, понимать важность личного участия и меру ответственности в решении проблемы насилия в учреждении образования, иметь необходимые для этого инструменты: должностные инструкции, алгоритмы действий, технологии выявления и регистрации фактов насилия и оказания помощи всем участникам насилия.

Важно, чтобы у педагогического коллектива были актуализированы личностные установки на бесконфликтное поведение и конструктивное общение с обучающимися и коллегами, была сформирована мотивация не оставлять без внимания проявления насилия, незамедлительно вмешиваться для их прекращения и оказывать помощь вовлеченным сторонам.

Наряду с руководителями учреждения образования и педагогическими работниками (учителями, психологами и социальными педагогами) необходимо обеспечить подготовку технических сотрудников и вспомогательного персонала по вопросам профилактики насилия.

В условиях непрерывности образовательного процесса для всех работников учреждения образования целесообразно проводить трех-четырехдневные (24-часовые) или короткие однодневные (4–6-часовые) семинары-практикумы, в ходе которых руководители, педагогический и иной персонал смогут:

получить общее представление о насилии, его видах и формах проявления;

узнать о причинах и факторах насилия, личностных характеристиках участников насилия (пострадавших, обидчиков, свидетелей), признаках, по которым можно распознать пострадавших от насилия и обидчиков;

узнать о последствиях насилия для его участников, педагогического коллектива и учреждения образования в целом;

ознакомиться с мерами профилактики и действиями по прекращению насилия, информированию о нем руководства учреждения образования и оказанию помощи вовлеченным лицам.

По результатам обучения предлагается провести диагностические мероприятия (тестирование).

Обсуждение вопросов профилактики насилия может осуществляться не только в рамках специально организованных обучающих занятий, но и во время проведения рабочих совещаний, заседаний педагогического совета, совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разбора конкретных случаев и анализа эффективности принятых мер.

3.2. Обучение учащихся

Одной из важных мер профилактики насилия является формирование у учащихся умений и навыков развития и поддержания здоровых межличностных отношений.

Для этого в рамках классных часов детей необходимо обучать навыкам управления своим поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений. Подобные программы помогают обучающимся усваивать общечеловеческие ценности, учиться уважать права и достоинство человека, формироваться как личность, повышать самоуважение и укреплять самооценку.

Участвовать в обучении противодействию насилию могут подготовленные педагогами-психологами волонтеры из числа обучающихся учреждения образования по технологии «равный обучает равного», которые обладают навыками эффективной коммуникации и готовы обсуждать с обучающимися различные, в том числе деликатные темы, связанные с межличностными отношениями. Программы обучения необходимо обеспечить соответствующими информационными материалами.

3.3. Информирование родителей

Педагогический коллектив должен оказывать родителям информационную поддержку, обучать и консультировать их по вопросам воспитания детей без применения насилия.

Во время родительского собрания учителя могут обсудить различные вопросы, связанные с воспитанием детей, проявлением насилия в отношении детей в семье, в учреждении образования, меры недопущения насилия, оказания помощи как пострадавшим (для преодоления последствий насилия), так и обидчикам (для изменения поведения) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примерная тематика вопросов для обсуждения с родителями на родительских собраниях).

В помощь родителям можно подготовить информационные материалы, сформировать тематическую библиотеку книг, пособий, видеофильмов, нормативных документов по вопросам профилактики насилия, подготовить памятки по бесконфликтному общению с детьми, определению признаков насилия, составить буклеты с контактами организаций, куда можно обратиться за помощью.

4. Порядок организации профилактики насилия в отношении несовершеннолетних

Когда в учреждения образования сформирован пакет локальных документов, регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательного процесса по предотвращению и реагированию на насилие, администрации и педагогическому коллективу необходимо определить перечень и очередность мер по созданию условий для эффективной профилактики насилия. С этой целью разрабатывается план мероприятий по предотвращению насилия (ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Примерный План мероприятий учреждения образования по профилактике и предотвращению насилия).

Основой для разработки плана мероприятий по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних должен стать анализ имевших место случаев насилия (при их наличии), принятых мер, анализ тематических обращений граждан (родителей, педагогов) по фактам насилия в учреждении образования, иные сведения.

5. Оценка результатов работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних

Результаты работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних оцениваются:

по результатам диагностики межличностных и межгрупповых отношений, изучения психологического климата в учреждении образования и принятых в их развитие мерах;

по количеству профилактических мероприятий среди работников учреждения образования и их эффективности, подтвержденной диагностикой.

6. Выявление и регистрация случаев насилия в отношении несовершеннолетних работниками учреждений образования

6.1. Сообщение о случаях насилия

В целях своевременного получения информации о фактах агрессивного поведения, насилия или попыток его совершения, конфликтах, возникающих в учреждении образования, между обучающимися и педагогическими работниками учреждения образования, администрация учреждения образования должна предусмотреть простые (и в тоже время гарантирующие безопасность и конфиденциальность) способы и средства сообщения такой информации и оповестить (устно и письменно через памятки, буклеты, вкладки в дневник и др.) об этом всех обучающихся, родителей и педагогических работников учреждения образования.

Способы донесения информации о случае насилия до руководства и педагогических работников учреждения образования могут быть разными, но все они будут работать в том случае, если между обучающимися, родителями и педагогическими работниками учреждения образования установлены доверительные отношения.

Сотрудники охраны при фиксировании ситуаций, связанных с проявлением насилия, через видеонаблюдение или при обходе здания и прилегающих к нему территорий, а также при получении сообщений от обучающихся, родителей, педагогических или других работников, должны незамедлительно информировать руководство учреждения образования о происшествии и при необходимости вызвать милицию по телефону или при помощи «тревожной кнопки».

Обучающиеся могут сообщить классному руководителю, дежурному учителю, охраннику или любому другому сотруднику о реальном или предполагаемом случае насилия устно, по телефону, СМС-сообщением (как правило, номер телефона классного руководителя доводится до сведения обучающихся и их родителей) или запиской.

Педагогам следует объяснить обучающимся, что цель сообщения о случае насилия – своевременное вмешательство для предупреждения вреда, а не наказание и преследование обидчика. Важно обратить внимание обучающихся на необходимость сообщения даже о таких ситуациях, когда им кажется, что опасность невелика, конфликт может быстро перерасти в серьезную драку, «разборку», регулярную травлю.

В учреждении образования должны оперативно и тактично реагировать на полученную от обучающихся информацию о случаях насилия или попытках его совершения.

Важно! Своими действиями не оттолкнуть обучающегося, который сообщает о насилии, невниманием, пренебрежением, недоверием или требованием сразу сообщить все детали происшествия. В противном случае сообщающий может испугаться, замкнуться в себе, и факт насилия останется нераскрытым.

Родители могут сообщить о факте насилия или о своих опасениях, что их ребенок или другой ученик подвергается насилию со стороны обучающихся или педагогических работников учреждения образования, классному руководителю, ответственному заместителю директора или директору учреждения образования (а при их отсутствии – дежурному учителю или администратору) при личной встрече, по телефону или электронной почте. Они также могут подать заявление на имя руководителя учреждения образования, обратиться в вышестоящий орган управления образованием, в правоохранительные органы и правозащитные организации.

ВАЖНО! Работники учреждения образования должны сообщать обо всех замеченных или предполагаемых случаях насилия классному руководителю, педагогу-психологу, ответственному заместителю директора, директору, а при их отсутствии – дежурному учителю и администратору.

Обучающиеся, родители и педагоги для уведомления администрации учреждения образования о случаях насилия могут воспользоваться сайтом учреждения образования, на котором есть раздел «сообщения» или «вопрос-ответ». Они также могут передавать СМС-сообщения на специальный телефон доверия или устно информировать по нему заместителя директора, ответственного за профилактику и реагирование на насилие.

Для сбора обращений в адрес руководства учреждения образования, в том числе сообщений о случаях насилия, в доступном для обучающихся месте (в коридоре, вестибюле) должен быть установлен «ящик доверия». Чтобы исключить попадание в него ненужной информации, всем обучающимся необходимо разъяснить его предназначение. Для младших школьников учитель может установить небольшой ящик (коробку) для сообщений в классном помещении.

Если автор анонимно информирует о насилии в отношении себя, то необходимо предпринять все меры для его выявления, чтобы прекратить насилие и оказать помощь: наблюдение за обучающимися, которые из-за личностных особенностей, социально-экономических и прочих факторов в большей степени могут подвергаться насилию или ранее подвергались ему. Анализ поведения и состояния таких обучающихся и обучающихся, склонных к агрессивному поведению и замеченных в совершении насильственных действий, может способствовать установлению жертв насилия.

Все сообщения о предполагаемых или реальных случаях насилия, полученные от обучающихся, родителей, педагогических работников учреждения образования, а также анонимные сообщения регистрируются в день их получения в специальной форме регистрации происшествий (случаев насилия) и изучаются ответственным заместителем директора, который в свою очередь информирует о них директора и организует расследование случая насилия для принятия соответствующих мер. Важно не оставлять без внимания ни одного сообщения – это имеет принципиальное значение для сохранения положительного психологического климата в учреждении образования и недопущения насилия в отношении несовершеннолетних.

6.2. Выявление случаев насилия

В силу разных причин многие обучающиеся не сообщают о пережитом насилии.

ВАЖНО! В выявлении фактов насилия значительную роль играет наблюдательность педагогов и других сотрудников учреждения образования, их внимательное отношение к обучающимся и способность вовремя заметить симптомы неблагополучия в поведении и настроении детей.

Необходимо учитывать следующие признаки насилия:

частные пропуски занятий или прогулы в определенные дни или определенных уроков; опоздания на занятия, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин или по надуманным причинам;

частые жалобы на плохое самочувствие на занятиях;

замкнутость, уход в себя, избегание друзей, одноклассников, самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся;

резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другой деятельности;

недоверие к сверстникам и взрослым, низкая самооценка, неуверенность в себе;

рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность концентрироваться;

постоянное или частое состояние тревожности, напряженности; пугливость, боязнь громких звуков и резких движений;

постоянное или частое плохое настроение, состояние угнетенности, подавленности, или, наоборот, гиперактивности, раздражительности, агрессивности;

резкие и беспричинные перепады настроения;

частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда;

отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно неправдоподобные объяснения.

Если такие признаки усматриваются, учителю (воспитателю) необходимо сообщить свои наблюдения классному руководителю, который совместно с педагогом-психологом выясняет причины повдения ребенка, организует доверительную конфиденциальную беседу с обучающимся, его родителями, друзьями

ВАЖНО! Действия педагогов не должны усугубить состояние ребенка, не нанести ему дополнительную травму.

Раннему выявлению признаков насилия в классе, группе способствуют социометрические измерения: диагностика межличностных и межгрупповых отношений, изучение психологического климата, по результатам которых можно обнаружить проблемные взаимоотношения, конфликтные ситуации в самом начале их возникновения и своевременно их разрешить. Такие исследования проводят педагог социальный, педагог-психолог.

Периодическое изучение социально-психологического климата позволяет оценивать эффективность профилактики и мер реагирования на случаи насилия.

6.3. Регистрация случаев насилия

Все сведения о фактах насилия заносятся в журнал регистрации случая. Журнал регистрации случая содержит сведения о дате внесения информации, источнике получения сведений о факте насилия (письменное заявление, ящик доверия, устное заявление ученика), а также сведения о лице, вносившим сведения в журнал с подписью данного лица и отметкой о мерах принятых по данному факту.

6.4. Реагирование и оказание психолого-педагогической помощи участникам, вовлеченным в ситуацию насилия в отношении несовершеннолетних

Реагирование на факт насилия должно включать следующую последовательность действий.

Прекращение насилия.

Работники учреждения образования, став свидетелями издевательства, драки или узнав о них, должны немедленно вмешаться. Главная задача – прекратить насилие и, при необходимости, оказать первую помощь пострадавшим.

Оказание первой помощи. В случае наличия травм у потерпевшего до прибытия медицинского работника первую помощь ему оказывает работник учреждения образования, который при обнаружении (или подозрении на наличие) у пострадавшего травм и повреждений вызывает скорую медицинскую помощь.

Информирование о случае. Об инциденте необходимо проинформировать классного руководителя (классных руководителей) участников конфликта, родителей, директора учреждения образования, а в его отсутствие – дежурного администратора. В зависимости от ситуации, характера и последствий случая директор учреждения образования информирует о нем вышестоящий орган управления образованием и правоохранительные органы.

Разбор и регистрация случая. Сразу же после инцидента необходимо по отдельности побеседовать с пострадавшим, обидчиком и свидетелями. Такую беседу, как правило, проводит педагог-психолог (педагог социальный) учреждения образования, при возможности, в ней участвует классный руководитель. Если выявлены ранее произошедший случай насилия или регулярные издевательства, то первую беседу следует провести с пострадавшим. На этом этапе важно разобраться в случае, чтобы определить дальнейшую тактику работы с его участниками.

Разбор случая предполагает установление:

реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий;

длительности и повторяемости этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия);

характера действий и обстоятельств, при которых они происходили;

участников действий (пострадавший, обидчик, свидетели, участники конфликта);

состояния пострадавшего;

причин совершения насильственных действий;

отношения свидетелей к происходящему, пострадавшему и обидчику;

динамики происходящего, возможных последствий насилия для всех его участников и вероятной модели развития ситуации.

После того как картина произошедшего уточнена, педагог-психолог (педагог социальный) вносит информацию об этом в форму регистрации происшествия (случая насилия) и передает ответственному заместителю директора который делает соответствующую запись в журнале учета случаев насилия и информирует директора (ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерная форма регистрации происшествия (случая насилия) и принятых мер, а также примерная форма журнала учета инцидентов (случаев насилия) и принятых мер).

Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные воспитательные и дисциплинарные меры. Решение о принятии воспитательных мер принимает классный руководитель, при необходимости он консультируется с педагогом-психологом, педагогом социальным, руководством учреждения образования. Меры дисциплинарного воздействия определяет директор учреждения образования с учетом мнения классного руководителя, педагога-психолога, педагога социального.

Меры по оказанию помощи, принятию воспитательных и дисциплинарных мер в случае насилия в отношении несовершеннолетних должны включать следующие действия работников и администрации учреждения образования:

Педагог-психолог:   

оценивает психологическое состояние пострадавшего, обидчика, свидетелей, оказывает им психологическую помощь;

консультирует классного руководителя, других учителей и работников учреждения образования по тактике поведения в отношении участников насилия и проведения разъяснительной и профилактической работы в классе (группе) и в учреждении образования в целом;

при необходимости самостоятельно или совместно с классным руководителем или с ответственным заместителем директора организует обсуждение случая или профилактическую беседу с классом (группой);

консультирует родителей и, при наличии показаний, рекомендует обратиться за психологической, медицинской и социальной помощью в другие учреждения;

осуществляет мониторинг психологического состояния участников случая насилия, других обучающихся класса (группы), при необходимости проводит консультирование, организует тренинги, беседует с родителями.

Классный руководитель:

наблюдает за состоянием участников насилия, беседует с ними, их родителями;

при необходимости оказания участникам помощи привлекает педагога–психолога, педагога социального или других специалистов;

принимает воспитательные меры, информирует ответственного заместителя директора о результатах принятых мер и оказанной помощи;

проводит (при необходимости, совместно с педагогом–психологом, педагогом социальным) обсуждение случая, разъяснительную и профилактическую работу в классе (группе).

Педагог социальный:       

координирует оказание помощи обучающимся различными специалистами (педагога-психолога, медицинского работника) и службами (при необходимости);

взаимодействует с родителями обучающихся и информирует об оказанной помощи классного руководителя и ответственного заместителя директора.

Заместитель директора, ответственный за профилактику насилия:   

контролирует оказание помощи участникам насилия и принятие в их отношении воспитательных и дисциплинарных мер;

информирует обидчика (и его родителей) о принятых в его отношении дисциплинарных мерах;

регистрирует принятые меры (меры помощи, воспитательные и дисциплинарные меры) по каждому случаю насилия в журнале;

обеспечивает рассмотрение вопроса о постановке обучающихся (обидчиков) на внутриучрежденческий контроль и снятие с такого контроля, организует мониторинг их поведения.

Психолого-педагогическая помощь пострадавшим от насилия

В первую очередь, помощь и поддержка оказываетсяя обучающемуся, пострадавшему от насилия. Сразу же после инцидента педагог-психолог или учитель, которому доверяет пострадавший, должны организовать встречу с ним. Педагог-психолог осуществляет психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и устанавливают причины и обстоятельства ситуации насилия.

Совместно с пострадавшим определяется стратегия его поведения по отношению к обидчику (обидчикам) и остальным обучающимся в классе (группе).

Пострадавшему может понадобиться специализированная психологическая помощь. По согласованию с родителями обучающегося педагог-психолог оказывает психологическую помощь в форме психологического консультирования и психокоррекции либо обучающийся направляется в психологические службы иных организаций.

ВАЖНО! Психологическое консультирование и психокоррекция должны быть направлены на работу с психологической травмой пострадавшего.

Психолого-педагогическая помощь обидчику (обидчикам)

После разговора с пострадавшим педагогу-психологу, педагогу социальному, классному руководителю следует провести работу с обидчиком (обидчиками), прояснить, как обидчик (обидчики) воспринимает инцидент, мотивы поведения.

Если обидчик или обидчики признают неправильность своих действий и проявляют готовность к сотрудничеству и примирению с потерпевшим, то педагогом-психологом организуется процедура примирения обидчика (обидчиков) и пострадавшего (пострадавших). Через неделю с целью контроля организуется встреча педагога-психолога и обидчика (обидчиков).

Прекращению насилия содействует предупреждение обидчика о применении дисциплинарных мер.

Обидчикам может потребоваться специализированная помощь психолога, для выявления причин агрессивного поведения и его коррекции им может быть предложена (по согласованию с родителями) психологическая диагностика, серия индивидуальных психологических консультаций и групповых тренингов.

Психолого-педагогическая помощь свидетелям насилия

Психолого-педагогическая помощь свидетелям насилия направлена на принятие ответственности и признание собственных действий (или бездействия) как действий (бездействия) участника насилия по отношению к пострадавшему.

Для прекращения и восстановления нормальных отношений в классе (группе) педагог-психолог, классный руководитель помогают составить обучающимся правила класса по недопущению насилия.

По согласованию с родителями обучающегося педагог-психолог оказывает свидетелю насилия психологическую помощь в форме психологического консультирования и психокоррекции, либо педагог-психолог или заместитель директора могут направить обучающегося в иные организации.

Психолого-педагогическая помощь родителям обучающихся

Сообщая родителям об инциденте, классный руководитель должен сразу же предложить план действий, чтобы не допустить новых конфликтов.

Классный руководитель, руководство учреждения образования обязаны информировать о случившемся насилии как родителей ученика, пострадавшего от насилия, так и родителей обидчика.

Обсуждать произошедшее с родителями пострадавшего и обидчика целесообразно в разное время, обращая внимание на действия сторон и их последствия.

Основное внимание нужно уделить тому, как родители и учителя, педагог-психолог, педагог социальный могут работать с ребенком (обидчиком и пострадавшим), чтобы помочь ему изменить свое поведение – прекратить насильственные действия, извиниться и помириться или научиться вести себя увереннее и давать отпор.

Родителям можно предложить обратиться в психологическую службу для получения комплексной помощи как для ребенка, так и для всей семьи.

Родители также должны быть предупреждены о мерах, которые учреждение образования может принять, если насилие не прекратится.

Подведение итогов работы

ВАЖНО! Ситуация с проявлением насилия может считаться завершенной после того, как всем его участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные и (или) (при необходимости) дисциплинарные меры, обстановка в классе (группе) нормализовалась и повторных проявлений насилия со стороны обидчиков не наблюдается в течение 3 – 4 недель. При завершении случая в форме регистрации и в журнале учета случаев насилия делается запись о принятых мерах, оказанной помощи и достигнутых результатах.

свернуть

Уголовная ответственность за преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

развернуть

В уголовном законодательстве преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы», а также в главе о преступлениях против общественного порядка и общественной нравственности.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Для целей применения настоящей статьи и статьи 167 настоящего Кодекса малолетний, не достигший двенадцатилетнего возраста на момент совершения в отношении него преступления, признается находящимся в беспомощном состоянии, поскольку в силу возраста не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо в отношении двух и более лиц, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Примечание. Лицо, совершившее действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим).

 

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, либо в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо родителями, педагогическими работниками или иными лицами, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или статьями 166 - 168 настоящего Кодекса, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией

1. Организация и (или) использование занятия проституцией другим лицом либо предоставление с корыстной целью помещения (места) лицом, заведомо знавшим, что это помещение (место) будет использовано для занятия проституцией, или организация и (или) содержание притона для занятия проституцией при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.

2. Те же действия, сопряженные с вывозом за пределы государства лица для занятия проституцией, либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171-1, 181 или 181-1 настоящего Кодекса, либо с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего, либо совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом.

Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

Статья 171-1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией

1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией –

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 181 или 1811 настоящего Кодекса, либо лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом.

Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

1. Хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, а равно изготовление с целью распространения или рекламирования либо трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.

2. Изготовление или хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные из корыстных побуждений либо организованной группой, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.

 

Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего – наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом или без штрафа.

Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/

свернуть

Как уберечь ребенка от сексуального насилия. Памятка родителям

развернуть

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

    ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

    НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

      ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

          НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

свернуть

Рекомендации по выявлению жертв насилия

развернуть

  Признаки сексуального насилия у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

   Физические признаки:

   Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

   Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

 Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

   Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста),

отирание половых органов о тело взрослого.

   Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

     Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству

над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

    Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье —

трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. 

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера

со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

свернуть
поделиться в: