ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ 2015-2018

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования»


Срок реализации проекта:

        2015 – 2018 гг.

 


РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

Мандрикевич Мария Александровна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 19 г. Гродно»

КОНСУЛЬТАНТЫ ПРОЕКТА:

Радевич Елена Владимировна, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академия последипломного образования»

Полейко Елена Александровна, научный сотрудник лаборатории социокультурного образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

 

Отчет об инновационной деятельности

развернуть

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление образования Гродненского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Октябрьского района г. Гродно

Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 19 г. Гродно»

 

СОГЛАСОВАНО

Консультанты проекта:

Радевич Елена Владимировна, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академия последипломного образования»

____________________________________________

Полейко Елена Александровна, научный сотрудник лаборатории социокультурного образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

______________________________

220040, г. Минск, ул. Некрасова, 20,

телефон: (017)2857539,

e-mail: rek@academy.edu.by»

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 19 г. Гродно»

_______________ Л.А.Бочко

230016, г. Гродно, ул. Головичи, 28

Телефон: (0152)33-99-15

e-mail: lososnosch@tut.by

 

 

 

СПРАВКА
о результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение модели медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникативной среды учреждения образования»

Сроки реализации проекта: 2015 – 2018 гг.

 

Руководитель проекта

Мандрикевич Мария Александровна

контактные телефоны
(0152) 632465
230019, г. Гродно, ул. Соломенковская, 3, кв. 18
факс (0152) 33-99-15,
E-mail: marijamandrikevich@gmail.com 

 

 

г.Гродно, 2018г.

 

База инновационной деятельности: государственное учреждение образования “Средняя школа № 19 г. Гродно”

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования»

Сроки реализации инновационного проекта: 2015 – 2018 годы

Влияние средств массовых коммуникаций (СМК) на жизнь современного человека очевидна. Грамотное использование средств массовых коммуникаций позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Педагогические предложения в этом смысле должны быть направлены на развитие личности учащегося с помощью и на материале медиаисточников с целью формирования культуры взаимодействия личности школьника со СМК, развития его творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиаинформации.

Реализация обозначенной цели осуществлялась посредством реализации следующих задач:

  1. создать современную информационно-коммуникационную среду на базе учреждения образования посредством организации эффективного учебно-методического, информационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  2. создать условия для интеграции медиаобразовательного компонента в урочную и внеурочную деятельность путём адаптации существующих методик проведения занятий на материале различных медиаисточников;
  3. повысить медиакомпетентность всех субъектов образовательного процесса – педагогов, учащихся, родителей, обеспечивающих успешную самореализацию личности в различных сферах жизни;
  4. разработать эффективную систему управления внедрением инновационной модели;
  5. создать условия для повышения квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта;
  6. формировать и транслировать инновационный педагогический опыт;
  7. повысить имидж учреждения образования в социуме.

В соответствии с приказами Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 (11.07.2016 № 658, 24.07.2015 № 616),    Главного управления образования Гродненского облисполкома от 04.08.2017 № 144 (17.08.2016 № 169, 03.09.2015 № 288);  отдела образования спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно от 15.08.2017 № 334 (29.08.2016г  № 434, 03.09.2015г  № 557)  директором школы  приказом от 25.08.2017г. №275 была утверждена творческая группа по реализации инновационного проекта в 2017/2018 учебном году. В состав группы вошли Бочко Л.А., директор школы, Мандрикевич М.А., заместитель директора по воспитательной работе, Кашлей М.Ю., педагог-психолог, Волковская Т.С., Цыдик Т.С., учителя английского языка, Кузьма Ж.В., учитель химии, Лукашик Н.А., учитель биологии, Жогло И.Р., учитель начальных классов, Жвалевская В.И., учитель русского языка. Всего 9 педагогов (Приложение 1).

Ориентиром определения состава творческой группы стало анкетирование по изучению творческого потенциала личности  учителя, отношения к инновационной деятельности, которое позволило изучить профессиональный потенциал педагогических работников, способных качественно реализовать поставленные задачи. Однако не только диагностический инструментарий определил участников творческой группы. Имел место конструктивный диалог с каждым предполагаемым участником, который помог не только мотивировать, но и вселить веру в возможности педагога, уверенность в достижении успеха. Важной в данном контексте была ориентация на практическую деятельность и коммуникативные способности педагогического работника.

На протяжении трех лет состав участников творческой группы практически не менялся. Это позволило ответственно, грамотно, последовательно, целенаправленно разрабатывать и интегрировать  медиаобразование во внеурочную деятельность, предусматривающую ведение активной работы с печатными изданиями и визуальными материалами; стимулирование организации детских, молодежных объединений, их педагогическая поддержка, пропаганда их деятельности; создание школьного  пресс-центра, выпуск школьной газеты в цифровом и печатном варианте, информирование сверстников и взрослых о важнейших событиях в учреждении образования, регионе, стране; совершенствование методики проведения информационных и классных часов.

На протяжении трех лет реализации инновационного проекта педагогический коллектив государственного учреждения образования «Средняя школа № 19 г. Гродно» работал над проблемой создания информационно-коммуникационной среды учреждения образования, способствующего формированию медиакультуры учащихся. Информационно-коммуникационная среда предполагает наличие нормативно-организационного, учебно-методического, технического сопровождения.

Порядок организации и осуществления работы по реализации инновационного проекта определялся приказами школы «Об организации  инновационной деятельности», «Об утверждении должностных обязанностей участников инновационной деятельности», в соответствии с Положением о постоянно действующем семинаре и план его работы

На заседании методического совета школы утверждались программа по реализации инновационного проекта и планы  реализации. Ежегодно на августовском педагогическом совете до коллектива  учреждения образования доводилась информация об основных направлениях инновационной деятельности, цель и задачи, содержание и ожидаемые результаты, календарный план инновационной деятельности.

На протяжении всего периода реализации инновационного проекта в практике работы постоянно использовались  инструктивно-методические совещания по регулированию инновационной деятельности, которые были направлены на выявление проблем и их решение, оказание помощи участникам инновационной деятельности; установочные семинары для участников проекта, на которых определялись темы исследования, критерии и показатели результатов инновационной деятельности педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, а также формы представления инновационного педагогического опыта. Помимо этого на совещаниях: подводились итоги работы; осуществлялось планирование педагогической деятельности; проводился анализ итогов контрольно-аналитической деятельности; осуществлялась совместная разработка мероприятий; предлагалась информация, рекомендации по итогам участия в обучающих семинарах республиканского, областного, районного уровня; велась работа по изучению методической литературы, публикаций периодической печати.

В повестку собраний ежегодно включались вопросы:

состояние работы по теме исследовательской деятельности;

анализ выполнения индивидуальных планов по реализации инновационного проекта;

ведение педагогических дневников.

Повышению качества образования способствовали современное информационно-библиотечное обеспечение. Фонд школьного информационно-библиотечного центра (ИБЦ) сформирован в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения, включая и нетрадиционные носители информации.  Общий объем библиотечного фонда – 8068 экземпляров, объем учебного фонда– 13181 экземпляра, в медиатеке насчитывается 47 компакт-дисков. ИБЦ имеет 2 компьютера, подключенные к сети Интернет, принтер, музыкальный центр, сканер.

Школа оснащена следующими средствами информатизации: 1 компьютерный класс, 11 отдельных компьютеров. Доступ к сети интернет осуществляется из 4 точек, имеется локальная внутренняя сеть, Интернет (E-mail:lososnosch@tut.by), Web-сайт государственного учреждения образования «Средняя школа № 19 г. Гродно» (http:// sh19grodno.schools.by), 1 мультимедиа проектор. В учебных кабинетах установлено 6 компьютеров, 5 телевизоров. Сайт школы постоянно обновляется. Имеются программные комплексы «БиблиоГраф», «ПараГраф».

С целью формирования системы научно-методического и психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности с консультантом инновационного проекта Радевич Е.В. был заключен договор. Методическая и организационная помощь обеспечивалась координатором деятельности ресурсных центров и инновационных площадок на базе учреждений среднего образования отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно и методистами отдела по работе с организаторами образования государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» посредством консультаций, организацией встреч с педагогами-инноваторами, семинаров.

Участники творческой группы по реализации инновационного проекта приняли участие в методических семинарах, организованных консультантами Радевич Е.В., Полейко Е.А.,  по темам: «Планирование работы участников инновационного проекта»,«Инновационные технологии – учреждениям образования: активная оценка как новая стратегия обучения», «Развитие медиаграмотности и критического мышления учащихся: от знаний к компетентности» (23.05.2016) на базе ГУО «Академия последипломного образования» (24.03.2015г.); «Разработка и экспертиза инновационного проекта» (11.02.2015г.), «Управление инновационными процессами в учреждении образования на этапе организации нововведения» (04.09.2014г.), «Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности в учреждении образования» (11.12.2014г.)  «Общие подходы к оформлению отчетной документации по результатам реализации инновационного проекта» (27.04.2016г., 29.03.2018) на базе ГрОИРО. Консультантами Радевич Е.В., Полейко Е.А. было проведено повышение квалификации «Медиакомпетентность педагога как фактор становления медиа и информационной культуры учащихся» на базе ГУО «Академия последипломного образования», научно-практический семинар «Методическое обеспечение реализации компетентностного подхода к обучению средствами медиаобразования» на базе Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь».

Консультантом проекта Е.В. Радевич проведены индивидуальные консультации для руководителя, координатора по организации управленческой деятельности в рамках реализации проекта, участников проекта по ведению дневников педагогических наблюдений, по вопросам формирования и трансляции инновационного опыта.

На этапе реализации инновационного проекта целью работы педагога-психолога Кашлей М.Ю. являлась оказание помощи в формировании  психологической готовности коллектива школы к инновационной деятельности (актуальный уровень готовности личности учащихся и педагогов, используя комплекс психологических исследований и наблюдений), осуществление промежуточных и итоговых мониторинговых процедур по отслеживанию эффективности инновационного проекта; проведение занятий по работе над профессиональными затруднениями педагогов; проведение коррекционно-консультативных, развивающих занятий с педагогами, участниками инновационного проекта.

С целью определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности проведены диагностика на выявление уровня профессиональной медиакомпетентности педагогов (А.В. Федорова), «Оценка уровня творческого потенциала личности», «Изучение отношения педагогов к инновационной деятельности» (Приложение 2).

Результаты итоговой диагностики (анкетирование по изучению отношения педагогов к инновационной деятельности) показали, что 81,8% (+ 10,6% к показателю 2017; +18,5% к показателю 2015) учителей считают оправданным введение новшеств в учреждении образования. 43% (+8,7 к показателю 2017; + 15,7% -  2015) интересуются новшествами, но не внедряют их в слепую, рассчитывают на целесообразность нововведения. 5,1(-2,8  - 2017; -4% - 2015) воспринимают новшества как важное явление, но большой инициативы не проявляют.

Основным мотивом, побуждающим к применению новшеств, для 73,4% педагогов является стремление стимулировать учеников к большей активности в образовательном процессе. 16,7% - убеждены, что внедрение новшеств стимулирует обучающихся к активности в образовательном процессе. Для 15,1%  опрошенных - удовлетворение требований общества.

68,6% опрошенных отметили, что использование инновации в работе позволяет достигнуть лучших результатов.

На этапе завершения проекта 63,6%  (+7,6%  - 2017; +21,5 – 2015) педагогов чувствуют себя подготовленными к применению инновации, 13,3% (-14,7% к показателю 2017; -23,5% - 2015) испытывают некоторые трудности при практическом применении инноваций, 11% (-7 – 2017;-10% - 2015) - не готовы.

К практическому использованию новшеств педагоги школы готовились путем самообразования и консультации со специалистами, через организованные семинары, совещания (63,3 %); 38,9 % - через организацию методической работы в школе.

Формирование компетенций учащихся, обеспечивающих успешную адаптацию в условиях информационного общества, возможно только в случае, если педагог сам готов к изменениям в своей профессиональной деятельности и к внедрению инноваций. По итогам группового обследования «Оценка уровня творческого потенциала личности» было установлено, что 45 % педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала; у 9 % педагогов уровень творческого потенциала личности очень высокий, у 9% - выше среднего. У 18% - чуть выше среднего и у 18% - средний уровень творческого потенциала. Полученные результаты свидетельствуют о том, что творческий потенциал коллектива в целом достаточно высок.

Результаты исследований по изучению профессиональной  медиакомпетентности педагогов показали, что уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования соответствует среднему показателю – 51% (-13% к показателю 2015);  высокому – 38% (+31%), низкому – 11% (-18%)

Высокий уровень методического показателя медиакомпетентности педагога характеризуется развитыми методическими умениями в области медиаобразования и ярко выраженным педагогическим артистизмом. Высокий уровень методического показателя имеют 67% (+ 55% к показателю 2015). При этом для  33% педагогов методические умения в области медиаобразования соответствуют среднему уровню.

Методические умения в области медиообразования (установка на медиаовосприятие; выбор оптимальных форм, методов средств и форм работы проведения занятия) также в большей степени находятся на среднем уровне – 77% (высокий - 12%, низкий -11%).

Для эффективного психологического сопровождения самосовершенствования педагогов создавались необходимые мотивационные условия профессиональной деятельности, которые побуждали членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формированию готовности к инновационной педагогической деятельности.

Постоянно выявлялись индивидуальные потребности и проблемы педагогов в ходе бесед и консультаций. Определены были зоны ближайшего развития в процессе группового обсуждения новых нормативных документов, определены направления деятельности по результатам анализа диагностических данных учащихся и их родителей в рамках внедрения проекта. 

Формы оказания помощи педагогам:

а) подготовка памяток;

б) индивидуальное консультирование;

в) организация обмена литературными источниками;

г) оформление ссылок на интернет-ресурсы;

д) работа в творческих группах.

Специфика индивидуального подхода педагога-психолога к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключалась в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее психологической службы, активная позиция педагога-психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. Проводилось совместное обсуждение динамики развития медиакомпетентности учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Постоянно проводились индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. Совместно вырабатывались эффективные способы взаимодействия с учащимися, такие, как активное слушание, педагогическая поддержка и т.д.

Проведены семинары, направленные на развитие психологической культуры педагогов: «Инновационная культура учителя как основа инновационного процесса в образовательной сфере»;  «Совершенствование инновационной культуры педагога»; «Роль личности учителя в формировании личности учащегося».

Организован тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»; семинар-практикум «Синдром выгорания педагогов»; разработана памятка «Симптомы профессионального выгорания».

Подготовка педагогов к успешной реализации проекта осуществлялась через целевое повышение квалификации, курсовую переподготовку, участие в семинарах и конференциях различного уровня, а также через инициативность и творчество при проведении внутришкольных методических мероприятий (Приложение 3).

Условиями повышения профессиональных компетенций педагогов-участников инновационного проекта также являются:

- работа над индивидуальными исследовательскими темами, которые, позволяют удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, их родителей, самих педагогов;

- самообразование: составлен и пополняется аннотированный список литературы по теме исследования каждым педагогом, ведется постоянная работа над совершенствованием профессиональных компетенций.

Совершенствованию теоретической подготовки педагогов по теме инновационного проекта способствовали занятия в рамках заседаний постоянно действующего семинара «Формирование медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования». На заседаниях рассматривались вопросы «Теория медиакультуры: понятия и основные этапы развития медиаобразования», «Навыки медиа и информационной грамотности», «Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности», «Медиа, информация, коммуникация, медиаобразование», «Проектирование классного часа, направленного на формирование медиакультуры учащихся», «Как провести классный час с медийным содержанием» (Приложение 4), «Как провести информационный час с пользой», «Методы и средства работы с учащимися при проведении информационного часа», «О реализации планов работы педагогов-инноваторов» и др. В ходе заседаний педагоги-инноваторы познакомились с алгоритмом проведения классных и информационных часов с медийным содержанием, методами и приемами  работы с медиатекстами, формами организации деятельности учащихся, представляли свои теоретические и практические наработки по темам самообразования.

На этапе реализации инновационного проекта было организовано взаимообучение, взаимопосещение учебных, факультативных занятий, классных часов, занятий объединений по интересам, воспитательных мероприятий обсуждение практических и диагностических материалов, что позволило повысить методический уровень педагогов-инноваторов по вопросам реализуемого проекта. Индивидуальное и групповое консультирование, исследовательская деятельность, работа над темами самообразования, участие в обучающих семинарах обеспечили повышение методологической культуры педагогов, мотивации участников инновационного проекта, повышение уровня профессионально-коммуникативной, рефлексивной и других компетенций.

В результате теоретической подготовки были выявлены условия и разработаны концептуальные представления о формировании медиакультуры учащихся, механизмах ее формирования в образовательном пространстве школы. Кроме этого презентация опыта работы педагогов учреждения образования осуществлялась:

- на заседании школьного методического объединения классных руководителей;

- на открытых учебных занятиях и мероприятиях в рамках недельного марафона «Безопасный интернет», Недели белорусского языка , Недели иностранного языка , на открытых занятиях объединений по интересам, на открытых уроках и внеклассных мероприятиях в рамках подготовки к педагогическому совету (с 01.03.2016г. по 19.03.2016г.);

- на педагогических советах учреждения образования «Особенности внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования» (24.03.2016г.); «Особенности проведения воспитательных мероприятий, направленных на формирование медиакультуры учащихся» (30.03.2017г.)(Приложение 5)

- на районном и областном этапах республиканского  конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (Цыдик Т.С., учитель английского языка, в номинации «Электронный образовательный ресурс по учебному предмету» был представлен проект электронного образовательного ресурса  «Easy English – сайт учителя английского языка» (info-english.ru) – диплом 2 степени на районном конкурсе, диплом 3 степени на областном уровне;

- на районном этапе республиканского конкурса “Учитель года” (Цыдик Т.С., учитель английского языка) -  диплом 3 степени;

- на районном  этапе республиканского конкурса «Супервожатый» среди вожатых пионерских дружин (Бурдун О.В., педагог-организатор) – диплом 3 степени;

- на районном методическом семинаре по защите Программы воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы учреждения образования (Мандрикевич М.А., заместитель директора по ВР);

- на заседании школьного методического объединения классных руководителей;

- на портале белорусских учителей настаўнік.info (http://www.nastaunik.info/node/15431 ) - разработка  классного часа для учащихся 1 класса “Экономия и бережливость в моей семье” (Жогло И.Р., учитель начальных классов) (Приложение 6);

- на районном этапе республиканского конкурса на лучший проект шестого школьного дня - проект “О культуре медиа и школьников” (творческая группа педагогов) (Приложение 7);

- на районном этапе смотра-конкурса на лучший уголок  государственной символики в учреждении образования - разработка тематического классного часа “Мы маленькие граждане большой страны” (Волковская Т.С.)(Приложение 8);

- на школьном фестивале педагогических идей с 24.11.2017 по 08.12.2017;

- на республиканском фестивале педагогических идей “Медиаобразование в современной школе: опыт, проблемы. перспективы” (05.03. -06.03.2018) (Приложение 9);

-  в периодической печати (Приложение 10):

Цыдик Т.С. Палачка-выручалачка для настаўніка /“Настаўніцкая газета”- 13.09.2016 №104

Цыдик Т.С. “Применение облачных технологий и сервисов WEB 2.0 на уроках иностранного языка для развития творческой инициативы и мотивации учащихся”/“Веснік адукацыі”, № 6, 2017г

Мандрикевич М.А. Свет медыя: будзьце ў трэндзе /“Настаўніцкая газета” - 01.06.2017 № 59

Жогло И.Р., Мандрикевич М.А. Медыядасведчанасці навучыць мультфільм/ “Настаўніцкая газета” - 01.02.2018 №13

Интеграции элементов медиаобразования в образовательный процесс требовала от учащихся освоения определенного круга медиазнаний и умений. С целью выявления уровня медиакомпетентности учащихся был проведен опрос, анализ продуктов медиатворчества учащихся, диагностики по выявлению уровня критического мышления учащихся. Предложенные опросники были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся (Приложение 11).

По итогам диагностик на завершающем этапе были получены следующие данные:

67,7% учащихся 2-5 классов отметили, что обращаются к медиа, чтобы узнать что-то новое; 41,9% - чтобы поиграть, 25,8% - чтобы выполнить задание по учебным предметам. При этом 48,4% опрошенных учащихся 8-10 классов обращаются к медиа с целью получения новой информации; 62,4% - чтобы развлечься и занять свободное время; 18,8% - стремятся к отдыху и релаксации; 23,4% - с целью выполнения заданий по учебным дисциплинам.

С целью выявления частоты контактов  с различными видами медиа каждому учащемуся было предложено  выбрать характерный для него вариант частоты контактов с различными видами медиа (прессой, телевидением, радио, Интернетом, компьютерными/видеоиграми) из нескольких вариантов. По итогам констатирующего эксперимента было выявлено, что учащиеся среднего и старшего школьного возраста ежедневно обращаются к сети интернет (84,4%) и телевизору (57,8%), при этом редко слушают радио (34,4%) и читают прессу (43,8%). Для сравнения, младшие школьники отдают предпочтение  телевизору (71%), но к сети интернет обращаются реже (32,3% ежедневно используют интернет). При этом 41,9% учащихся ежедневно слушают радио. К печатным изданиям несколько раз в неделю обращаются 32,3% учащихся, редко – 25,8%.

При этом предпочтительными жанрами в прессе являются информационные статьи (на это обратили внимание 50% учащихся) и игровые, конкурсные материалы (21%). На интернет-сайтах учащихся также интересуют в большей ступени телевизионно-кинематографические жанры. Это отмечают 53,1 % опрошенных. При этом доля востребованности информационных (репортажи, отчеты, интервью) и аналитических (статьи, очерки, рецензии, обозрения) жанров не так велика и составляет 34,4 % и 17,7 %. Жанровые предпочтения младших школьников в целом совпадают с выбором старшеклассников: 71% учащихся любят смотреть по телевизору фильмы и сериалы; 74,2% учащихся из интернета нравится получать информацию об играх; 71% отдают предпочтение конкурсным и игровым материалам, размещенных в печатных изданиях.

Для выявления уровня понятийного (информационного) показателя учащимся была предложена анкета, направленная на определение  знаний терминологии медиакультуры, истории теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры. По результатам итоговой диагностики наблюдается положительная динамика:  низкий уровень понятийного показателя медиакомпетентности  выявлен у 16% учащихся (-17% к показателю 2017; - 30,5% к показателю 2015), средний – у 51% (- 5% к показателю 2017; +2,6%  - к показателю 2015) , высокий – 32,4% (+21,4% к показателю 2017; + 27,9% - к показателю 2017). 74,2% учащихся  нравится получать информацию об играх из Интернета; 71% отдают предпочтение конкурсным и игровым материалам, размещенных в печатных изданиях.

Для выявления уровня оценочного показателя учащимся было предложено написать отзыв на одну из тем: «Фильм, который произвел на меня особенно сильное впечатление», «Фильм, который повлиял на мое отношение к себе и к окружающим», «Анализ одного эпизода из запомнившегося фильма». При анализе работ учащихся обращалось внимание на трактовку просмотренного фильма, его понимание, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей, умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей. Были получены следующие результаты: высокий уровень оценочного показателя имеют 24% учащихся (+17% к результату 2015 года); средний – 57%  (-12%), низкий – 19,4%  (-5,6%).

Для выявления уровня креативного показателя учащимся было предложено выполнить ряд творческих заданий: составить плакат или коллаж на заданную тему; подобрать к просмотренному фильму (мультфильму) строки из произведений художественной литературы либо пословицы и поговорки; написать продолжение рассказа(письмо) от имени главного   героя. По итогам выполненных заданий можно сделать выводы: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанных с медиа, имеют 27% (+9,6% к показателю 2015 года)  учащихся, что соответствует высокому уровню креативного показателя. У 68% (+ 44,4%)  учащихся  творческие способности проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиа, при этом они не носят ярко выраженного характера, что соответствует среднему уровню креативного  показателя. Низкий уровень имеют 5% (-41%) учащихся, творческие способности у которых выражены слабо. Следует отметить, что креативный показатель характеризуется непостоянством, так как во многом результат творческой деятельности зависит еще и от личностных качеств учащегося.

С целью выявления уровня практико-операционного показателя учащимся было предложено выполнить ряд заданий практического характера: смонтировать видеофрагменты на заданную тему, составить макет фоторепортаж, снять видеоролик на заданную тему. По результатам выполненных заданий можно констатировать следующее: 58% (+23)  учащихся обладают практическими умениями по созданию медиатекстов, при этом активно занимаются самообразованием; 38% (-14%) - обладают практическими умениями по созданию медиатекстов, но для этого им требуется помощь педагога либо консультанта из числа учащихся; 6% (-11%)  - не проявляют интереса к созданию медиатекстов, практические умения выражены слабо.

С целью выявления уровня сформированности способности ориентироваться в медиапространстве, способности воспринимать готовые медиатексты, критически оценивать их были проведены диагностики «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков», Тест-опросник критического мышления для учащихся среднего и старшего школьного возраста. (Приложение 12)

Сравнительный анализ результатов стартовой и итоговой диагностики “Исключение лишнего” показал на качественное улучшение в развитии логического мышления у младших школьников:  45,8%  (+20,8%) – высокий уровень развития логического мышления; 37,5 – средний; 25% (+13,5%) – низкий уровень. В целом 83,3% (+20,8%) младших школьников способны к обобщению и выделению существенных признаков, правильно объясняют свой выбор;  25% учащихся испытывают затруднения в речевых обобщениях и объяснениях.

По результатам группового обследования “Выделение существееных признаков” отмечается положительная динамика в развитии способностей учащихся выделять существенное, главное от второстепенного, несущественного: у 84% (+5%  к показателю 2016; +15,6% к показателю 2015) учащихся  преобладает обстрактно-логическое мышление; у 16% (-5% - 2016; -15,6 % - 2015) учащихся преобладает конкретно-ситуативное мышление.В результате группового обследования учащихся было установлено, что у большинства учащихся сформировано абстрактно-логическое мышление (79%). У 21% преобладает конкретно-ситуативное мышление.

Сравнительный анализ результатов стартовой и итоговой диагностик показал на качественное улучшение в развитии логического мышления у младших школьников:  45,8%  (+20,8%) – высокий уровень развития логического мышления; 37,5 – средний; 25% (+13,5%) – низкий уровень. В целом 83,3% (+20,8%) младших школьников способны к обобщению и выделению существенных признаков, правильно объясняют свой выбор;  25% учащихся испытывают затруднения в речевых обобщениях и объяснениях.

По результатам изучения уровня развития критического мышления у 66% (-3% - к показателю 2016, +1,6  - 2015) опрошенных уровень развития критического мышления соответствует среднему уровню, то есть у учащихся достаточно развито критическое отношение к получаемой через различные каналы медиа информации, но вместе с тем, они недооценивают роль медиа в своей жизни, что повышает вероятность манипулятивного воздействия медиа на несовершеннолетнюю аудиторию.

13% (-5% - 2016; -16% - 2015) учащихся низкий уровень развития критического мышления. Такие учащиеся воспринимают язык медиа, но испытывают трудности в интерпретации позиции авторов медиатекста, его героев, обладают слабыми умениями давать оценку и отстаивать своё мнение.

У 21% (+ 5% - 2016;  +14,4% - 2015) учащихся высокий уровень развития критического мышления, то есть умеют ясно и четко излагать свои мысли, легко справляются с большим потоком информации, имеют и отстаивают свою точку зрения.

Достичь полученных результатов помогла целенаправленная работа с учащимися по формированию компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию в условиях информационного общества, включающую клубную деятельность, работу объединений по интересам, факультативов, развитие ученического самоуправления, проектную деятельность, внеклассные мероприятия, а также циклы тематических информационных и классных часов.

Так как непременными условиями формирования медиакультуры учащихся является владение грамотной речью, умение правильно, аргументированно и выразительно передавать мысли; самостоятельно работать с материалами из медиаисточников и оценивать их, используя различные приёмы работы с информацией; умение создавать собственные медиапродукты в сеть дополнительного образования учреждения образования были включены объединения по интересам  «Медиалектор», «Школа юного программиста», «Юный журналист», военно-патриотического клуба «Воевода».

Работа ученического самоуправления школы «Республика Лососна» была также организована в инновационном режиме. В план учебы школьного актива «Лидер» включались занятия по изучению теории медиакультуры и информационной грамотности: «Медийаная грамотность», «Медиа и молодежь», «Медиа в повседневной жизни», «Поиск информации», «Моя медиа биография», «Что скрывает реклама», «Смотрим фильм правильно», «Способы манипуляции в СМИ», «Как снимать социальную рекламу» и др. (Приложение 13)

 В план работы школьного пресс-центра «Следопыты добра» были включены теоретические и практические занятия: «Как организовать школьный пресс-центр», «Для чего и кому нужны школьные газеты?», «Планирование и моделирование школьной газеты», «Отбор и переработка информации», «Сбор информации: интервью и диалог», «Художественные приемы и методы при создании тематического репортажа»,  и др. Результатом работы школьного пресс-центра стал выпуск газеты «Следопыты добра», информационных листовок и буклетов.

В процессе проведения информационных часов педагог Жогло И.Р. работала над формированием навыков взаимодействия с различными видами медиа у учащихся младшего школьного возраста. В процессе совместной работы учащиеся не только знакомились с различными видами медиа, но и учились оценивать, выделять главное, делать выводы на начальном уровне, закладывая основу формирования медиакультуры в средних и старших классах. Этому способствовали проведение тематических информационных часов «Телевизионные пристрастия моей семьи», «Фотография за окном», «Как в нашу жизнь пришли газеты» (Приложение 14) и др. Огромное значение для развития медиаграмотности младших школьников имеет совместная творческая деятельность: коллективные обсуждения, изготовление своими руками несложных поделок, коллажей, рисунков и т.д. Наиболее продуктивными формами работы являются «Учимся понимать сказку», «Опиши героя», «Волшебный мир мультипликации», «Самый наблюдательный», «Озвучка», «Cтоп-кадр», «Что мы увидели в кадре», «Что за чем?», «Хорошо и плохо», «Газетный киоск», «Папарацци», «Фотография за окном», «Рекламный агент».

Дискуссионная медиаплощадка  - новая форма работы, которую ввели в практику педагоги, работая над темой «Развитие аналитических, оценочных и коммуникативных умений учащихся в процессе организации и проведения дискуссионных медиаплощадок». Предварительная подготовка к такой форме работы предусматривала обучение учащихся правилам ведения дискуссии, знакомство с различными видами дискуссий. В процессе совместной деятельности - просмотра и обсуждения фильмов, телепередач – учащиеся наращивали опыт решения проблем, развивали интуицию, познавали себя и окружающий мир, учились понимать свои мысли и поступки, общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом.

В процессе проведения информационно-просветительской деятельности с учащимися среднего и старшего школьного возраста классов классные руководители Кузьма Ж.В, Лукашик Н.А., Волковская Т.С знакомили учащихся с различными видами медиа, используют для этого такие приемы и методы работы как «Средства рекламы», «Новости в разных медиа», «Изображение и текст», «Надежность Википедии», «М+Ж: мягкий и жесткий подход», «СМИ: вчера и сегодня”, «Мой медиадень», «Поиск информации», «Способы манипуляции в СМИ”, «Подбери заголовок», «Влияние медиа», «Насколько серьезны проблемы?», «Сетевой этикет», «Фотокамера смотрит в мир», «Считаем по головам», «Факты и суждения» и др. Систематическое использование таких приемов работы при проведении воспитательных мероприятий способствовала формированию умений анализировать, оценивать и контролировать информацию; формировало способность распознавать, что находится под оболочкой медиаконтента, как работают стереотипы, и как следствие развитию навыков критического мышления (Приложение 15).

За  время реализации проекта в учреждении образования сложились новые педагогические традиции. Это проведение конкурса-презентации классных коллективов «Минута славы» (Приложение 16),  «Новогодний медиаэкспресс», фестиваля социальной рекламы «Новый взгляд» (Приложение 16), реализация проекта «О культуре медиа и школьников», реализуемого в 6-й школьный день, минипроектов «Культурная пятница», «География твоего города», «Листая страницы родного края» и др. Формированию медиакультуры учащихся способствовали мероприятия, проведенные в рамках проведения недельного марафона «Безопасный Интернет», предметных недель белорусского языка и английского языка. Проявить свои навыки по созданию медиапродуктов учащиеся могли на конкурсах видеороликов «Жизнь прекрасна – не потрать ее напрасно!», «Безопасный переход», акции «Смак беларускай мовы», конкурсе листовок «Правила поведения в сети Интернет», конкурсах сочинений «Почему моя семья против наркотиков», «Спасатели глазами детей» и др. Лучшие работы (медиапродукты) учащихся были представлены на конкурсы районного и областного, республиканского уровня (Приложение 17).

Таким образом, практическая работа учащихся по созданию собственных медиапродуктов способствовала формированию умения выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений; развивала и стимулировало творческие способности учащихся и тем самым обеспечивала “обратную связь” педагогического коллектива школы с учащимися. 

В поле зрения педагогического коллектива была работа, направленная на повышение медиаграмотности родительской общественности. Деятельность родителей была организована в соответствии с Положением и планом работы клуба «Медиавоспитание в семье» (Приложение 18). С целью медиапросвещения законных представителей учащихся проводились тематические родительских собрания  «Формирование медиакультуры школьников: новые реалии современного образования»,  «Формирование медиакультуры учащихся - одно из условий социализации ребенка в условиях  современного информационного общества» (Приложение 19), на которых были озвучены результаты исследований, проведенных в рамках реализации инновационного проекта, основные функции средств массовых коммуникаций и роль взрослых в формировании медиакультуры детей. Такой подход позволил родителям, посещающим занятия клуба, родительские собрания ознакомиться с основными положениями медиаобразования, его целями и задачами, формами и методами,  позволил совершенствовать опыт воспитания медиакультуры в семье, значительно разнообразить формы семейного досуга. 

Таким образом, программа по реализации инновационного проекта выполнена на 96%. В результате:

  • создана современная медиаобразовательная среда учреждения образования;
  • отмечена мотивированность педагогов на апробацию и внедрение новых форм внекласснойработы;
  • освоена методика интеграции медиаобразовательного компонента
  • сформирован методический фонд материалов, направленных на формирование компетенций учащихся, обеспечивающих успешную адаптацию в медийно насыщенной среде;
  • активизировалась заинтересованность родителей в повышении собственного опыта семейного медиавоспитания;
  • организован систематический мониторинг процесса реализации модели в образовательной практике учреждения образования;

Полученные результаты позволили достигнуть внешнего эффекта - повысить имидж учреждения образования в социуме.

На обобщающем этапе реализации проекта необходимо оформить на сайте учреждения образования вкладку “Инновационный опыт”,  подготовить методические сборники по теме проекта: “Сценарии внеклассных мероприятий по формированию медиакультуры учащихся”, “Медиавоспитание в семье”, “Медиаобразовательные упражнения и игры для детей”, “Формирование медиакультуры учащихся в процессе работы с медийными текстами через информационно-просветительскую деятельность”.

 

Заместитель директора

 по воспитательной работе                                         М.А. Мандрикевич

свернуть

Методические материалы

развернуть

Деятельность учреждения образования по формированию медиакультуры предусматривала работу со всеми участниками образовательного процесса - педагогами, обучающимися, родителями.  Разработка практико-ориентированных методов и средств работы по развитию профессиональных компетенций педагогов в вопросах медиавоспитания, по формированию медиакультуры личности учащихся, механизмах ее формирования позволила  интегрировать медиаобразовательный компонент во внеурочную деятельность.

Действенной формой, способствующей совершенствованию теоретической и практической подготовки педагогов по формированию медиакультуры является постоянно действующий семинар (ПДС) «Формирование медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования» 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Майстар-клас "Мультфільм як сродак фарміравання медыяграматнасці вучняў"

Інфармацыйны буклет "Медыядасведчанасці навучыць мультфільм"

Информационный буклет "Классному руководителю о медиавоспитании"

Ориентировачная карта по подготовке мероприятия с медийным содержанием

В поле зрения педагогического коллектива должна быть работа, направленная на повышение медиаграмотности родительской общественности. работу можно организовать через комплекс мероприятий для родителей по формированию медиакультуры школьников, деятельность клуба «Медиавоспитание в семье», комплекс мероприятий для родителей по формированию медиакультуры школьников

Комплекс мероприятий для родителей по формированию медиакультуры школьников – это совокупность занятий, которые позволят  расширить и углубить представления родителей о том, что Интернет и телевидение можно использовать для получения необходимой информации; которые будут способствовать развитию эстетической культуры, позволят развить навыки медиапользования и вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

Форму проведения занятий определяет педагог, но целесообразно сочетать традиционные родительские собрания и практикумы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Информация для проведения родительского собрания "Мир медиа: понимают родители - понимают дети"

Занятие для родителей "Информация. Поиск информации"

Занятие с родителями "Реклама: провокация или информация"

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Классный час "Экономия и бережливость в моей семье"

Классный час "Человек отражается в своих поступках"

Классный час "Мы маленькие граждане большой страны"

Информационный час "Свежий взгляд"

Информационный час "Белорусские газеты о мужестве, мудрости, трудолюбии и человечности"

Положение о провдении фестиваля социальной рекламы "Новый взгляд"

Положение о проведении конкурса-презентации классных коллективов "Минута славы"

 ТРАНСЛЯЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА В ИЗДАНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Цыдик Т.С. Палачка-выручалачка для настаўніка /“Настаўніцкая газета”- 13.09.2016 №104

Цыдик Т.С. “Применение облачных технологий и сервисов WEB 2.0 на уроках иностранного языка для развития творческой инициативы и мотивации учащихся”/“Веснік адукацыі”, № 6, 2017г

Мандрикевич М.А. Свет медыя: будзьце ў трэндзе /“Настаўніцкая газета” - 01.06.2017 № 59

Жогло И.Р., Мандрикевич М.А. Медыядасведчанасці навучыць мультфільм/ “Настаўніцкая газета” - 01.02.2018 №13

свернуть

Диагностический инструментарий

развернуть

Показателями медиакультуры являются:

  понятийный показатель, то есть знание терминологии, теории и истории медиакультуры;

коммуникативный показатель – сформированность умения вступать в кросс-культурные коммуникации, способность ориентироваться в медиапространстве, способность воспринимать готовые медиатексты, критически оценивать их;

операционный показатель – сформированность умения создавать собственные медиапродукты (медиатексты), работать с разными медиаресурсами;

креативный показатель - способность учащихся к медиатворчеству, сформированность умения создавать/ распространять собственные медиатексты.

Выявление уровня медиакомпетентности учащихся осуществляется через опрос, анализ продуктов медиатворчества учащихся, диагностику по выявлению уровня критического мышления учащихся. Предложенные опросники были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.

Методика "Выделение существенных признаков"

Методика "Исключение лишнего"

Тест оценки критического мышления  для учащихся среднего школьного возраста

Уровни проявления критичности

Тест оценки критического мышления для учащихся старшего школьного возраста

Выявление уровня медиакомпетентности учащихся

Определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности осуществлялось через  диагностику по выявлению уровня профессиональной медиакомпетентности педагогов (А.В. Федорова), «Оценка уровня творческого потенциала личности», «Изучение отношения педагогов к инновационной деятельности»

Диагностика "Творческий потенциал учителя"

Анкета "Отношение учителей к инновациям"

Выявление уровня медиакомпетентности педагогов

Опросник для родителей

свернуть

Описание модели

развернуть

Модель формирования медиакультуры учащихся

Модель развития медиакультуры личности учащихся в современной информационно-коммуникационной среде учреждения образования основывается на определении структуры и места медиакультуры личности в системе общей культуры личности.

Уровень развития медиакультуры личности учащегося, который проявляется в культуре его деятельности, поведения, общения и мышления, формируется на основе взаимодействия в информационном обществе и включает аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты. Представляя собой процесс общения, при котором происходит обмен культурной информацией, медиакультура не только предоставляет широкие возможности для общения людей во времени и пространстве, но и оказывает огромное влияние на специфику этого взаимодействия.

Средства массовой коммуникации в условиях социокультурного и медиаобразовательного пространства представляют собой разветвленную систему печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, включая современное спутниковое телевидение, компьютер и Интернет выступают в качестве транслятора культурных ценностей и основных мировоззренческих установок личности, формируя как индивидуальное, так и общественное сознание.

Социальное и медиаобразовательное пространство представляет собой результат интеграции медиа и образования, в котором осуществляется образовательный процесс в условиях информационного общества. Учреждение образования, выступая социокультурным институтом, формирует целый комплекс факторов, влияющих на развитие медиакультуры личности учащегося посредством создания эффективной информационно-коммуникационной среды, в которой выделяются:

  • субъекты медиадеятельности, под которыми мы понимаем носителя медиакультуры, осуществляющего социальное взаимодействие с помощью медиаресурсов - родители, учащиеся, педагоги-инноваторы, участвующие в организации информационно-коммуникационной среды;
  • комплекс технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, который обеспечивает оперативный доступ к информации и осуществляет образовательные коммуникации;
  • организационно-педагогические условия, которые отражают организацию педагогического воздействия по совершенствованию и образовательного процесса и максимальной индивидуализации обучения через привлечение учащихся к активной медиадеятельности;
  • медиадеятельность, под которой подразумевается процесс восприятия существующих медиатекстов, создания и распространения собственных медиапродуктов в различных видах, формах и жанрах.

В структуре медиакультуры выделяют культуру передачи информации, культуру ее восприятия, а также систему уровней развития субъекта.

Медиакомпетентность личности, в свою очередь, представляет собой совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, определяющих особенности выбора, использования, критического анализа, оценки, создания и передачи медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализа сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Повышение уровня медиакультуры личности учащегося  позволит  не только сформировать умения вступать в кросс-культурные коммуникации, развить способность ориентироваться в медиапространстве, способность воспринимать готовые медиатексты, критически оценивать их, но и сформировать умения создавать/ распространять собственные медиапродукты. В результате формирование медиакультуры личности учащегося выступает как обязательное условие успешной социализации  будущего выпускника школы в условиях современного информационного общества.

свернуть

Программа реализации проекта

развернуть

ПРОГРАММА

государственного учреждения образования «Средняя школа №19 г. Гродно»

по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования»

 

Содержание

Информационно-методическое

обеспечение

Контроль и мониторинг

 

Подведение итогов

педагоги

учащиеся

родители,

общественность

 

Подготовительный этап (январь - август 2015 г)

Цель: оценка состояния готовности учреждения образования к работе в инновационном режиме

  1. Семинар «Инновационная деятельность педагогов учреждения образования».
  2. Проведение анкетного опроса педагогического коллектива для оценки отношения учителей к инновациям и инновационной деятельности.
  3. Исследование, изучение научно-методических источников, результатов экспериментальной деятельности с целью поиска инновационной идеи;
  4. Определение инновационной идеи и формулировка темы инновационного проекта, обоснование актуальности выбранной темы
  5. Инструктивно-методическое совещание «Нормативные документы по инновационной деятельности».
  6. Теоретический семинар по изучению публикаций, литературы, педагогического опыта по проблеме медиакультуры.
  7. Мотивация учителей на инновационную деятельность и создание группы участников проекта.
  8. Семинар «Современная информационно-коммуникативная среда учреждения образования»
  9. Разработка и оформление проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования»
  1. Анкетирование учащихся по изучению медийного опыта и медийных предпочтений учащихся

 

2.Родительское собрание «Инновационная деятельность в учреждении образования: за и против»

1.Обсуждение идеи инновационного проекта на всех уровнях.

2.Оформление документов для получения статуса инновационной площадки.

3.Организация взаимодействия с научными консультантами проекта, другими его участниками.

1. Внутренний контроль (ВК)

«Изучение педагогами теоретических и практических материалов по тематике проекта».

2 ВК «Планирование работы творческой группы».

1.Готовность к участию в реализации инновационного проекта.

2.Погружение педагогов в теорию и практику инновации.

3. Получение статуса инновационной площадки.

4. Определение направлений совершенствования информационно-коммуникационной среды учреждения образования.

Проектировочно-диагностический этап (август 2015г. – декабрь 2015г.)

Цель: анализ ресурсного обеспечения; определение и создание оптимальных условий для реализации проекта; разработка комплексно-целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.

  1. Диагностика готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности
  2. Заседание методического совета «Программа инновационной деятельности и план её реализации. Задачи, ожидаемый результат» (доработка положений и должностных инструкций, распределение функциональных обязанностей участников проекта)
  3. Установочный семинар для участников проекта «Критерии и показатели эффективности инновационной работы школы и участников проекта, определение направлений исследований педагогов по теме проекта»

1. Диагностика уровня медиаобразованности учащихся.

2. Диагностика уровня сформированности навыков критического мышления.

3. Выявление интересов и склонностей учащихся с целью включения в медиаобразовательную среду на базе школы.

4. Диагностика уровня воспитанности учащихся.

5. Организация работы  ученического самоуправления в инновационном режиме.

1.Диагностика «Изучение уровня медиакультуры в семье»

2. Информирование родителей о старте инновационного проекта и определение степени включения родителей и понимания ими преобразований, связанных с внедрением инноваций

1. Подбор диагностического инструментария.

2. Определение готовности методической, социально-педагогической и психологической служб к организации и сопровождению инновационной деятельности.

3. Постоянно действующий семинар «Формирование медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования»

4.Разработка перечня тем педагогических исследований в рамках инновационного проекта.и

1. ВК «Проведение начальных диагностических исследований учащихся, педагогов, родителей».

2.ВК «Работа педагогов по самообразованию в рамках инновационного проекта»

1 Разработка организационно-управленческой документации, регламентирующей инновационную деятельность в школе

3. Создание банка диагностик по теме инновационной деятельности.

4. Педсовет по подведению итогов 2 этапа.

Практический этап (январь 2016 г. — декабрь 2017 г.)

Цель: обеспечение выполнения программы реализации проекта.

 

1.Организация работы учреждения образования по выполнению всех планов инновационной деятельности через деятельность объединений по интересам, ученических медиасообществ, факультативных курсов, клубную деятельность.

2. Проведение теоретических семинаров, практикумов, заседаний творческой группы.

3. Организация работы экспертной группы для подведения промежуточных результатов и коррекционной деятельности по реализации инновационного проекта.

5.Ведение педагогических дневников.

6. Промежуточная диагностика «Удовлетворённость педагогов  деятельностью в инновационном режиме».

7. Панорама открытых  факультативных занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий по формированию медиакультуры учащихся

8. Повышение квалификации  участников инновационного проекта на целевых курсах, семинарах

1. Работа:

1.2. объединений по интересам:

- пресс-центра «Следопыты добра»,

- «Школа юного программиста»

- информационного клуба «Медиалектор»,

- патриотического клуба «Воевода»

1.3. классных медиасообществ:

1.4. факультативных занятий:

- «Этика интернет-общения»,

- «Моё профессиональное будущее»,

2. Создание электронного портфолио на сайте школы «Ученическое самоуправление»

3. Реализация планов работы клубов.

4.Проведение внеклассных мероприятий направленных на формирование медиакультуры учащихся:

-Ученической конференции «Медиаобразование современных школьников»

 -конкурса-презентации классных коллективов «Минута славы»

-фестиваль социальной рекламы «Новый взгляд»

-Недельный марафон «Безопасный интернет-2016» и др.

6. Участие школьников в социальных и телекоммуникационных проектах

5.Итоговая диагностика уровня воспитанности учащихся

1. Включение родителей  в воспитательный процесс в инновационном режиме через работу:

клуба «Медиавоспитание в семье»

2. Родительское собрание «Формирование медиакультуры учащихся одно из условий  социализации в условиях современного информационного общества»

3. Дни открытых дверей.

4. Промежуточная диагностика «Удовлетворённость родителей  деятельностью в инновационном режиме».

1.Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности.

2. Стимулирование участников проекта.

3. Сотрудничество с научным руководителем проекта, консультирование им инновационной деятельности.

4.Создание банка данных методических разработок, планов, программ.

5. Реализация индивидуальных программ внедрения модели.

6. Семинар по повышению уровня овладения нетрадиционными формами воспитательной работы.

7. Семинар по обобщению собственного педагогического опыта.

8. Занятия с элементами тренинга в группах

по работе над профессиональными затруднениями педагогов.

9.Индивидуальные консультации по планированию и моделированию медиаобразовательной деятельности.

 

10. Коррекционно-консультативные занятия с педагогами, участниками инновационного проекта.

11. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток.

12. Освещение хода реализации ИП на сайте учреждения образования, публикации в СМИ.

  1. Индивидуальные и групповые коррекционно-консультативные занятия с участниками инновационного проекта
  2. ВК «Ведение дневников участниками инновационной деятельности».

3. ВК «Результаты промежуточных диагностик»

4. Мониторинг «Выполнение программ реализации ИП» 5.Систематическое отслеживание процесса внедрения модели медиаобразования посредством развития критического мышления.

6.Анализ промежуточных результатов.

7.Коррекция процесса.

8.  ВК «Проведение промежуточных диагностических исследований участников инновационного процесса, педагогов, родителей».

10.Заслушивание на заседаниях педсовета, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, заместителе директора, заседаниях методсовета отчётов участников ИП

1. Расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь.

2. Проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы (семинары, практикумы, консультации и т.п.); рефлексивных и инструктивно-методических совещаний

 

3. Педсовет по подведению итогов реализации 3 этапа программы

 

 

IV этап - Обобщающий этап (январь 2018г. — декабрь 2018 г.)

Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования.

 

1.Итоговый семинар «Результаты инновационной деятельности в коллективе школы «Внедрение модели  медиакультуры учащихся в условиях современного информационного общества»

2.Организация творческих отчетов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы

3.Организация мастер-классов педагогов-инноваторов, достигших высоких результатов в ходе инновационной деятельности;

 

 

1. Выполнение критериев и показателей эффективности инновационной деятельности по внедрению модели медиакультуры учащихся в условиях современного информационного общества.

2.Корректировка содержания планов инновационной работы  на май-декабрь 2018 года.

 

1. Собрание по результатам инновационной деятельности.

 

 

1. Подготовка аналитического отчета .

2. Разработка методических рекомендаций по использованию результатов проекта в школе и в других учреждениях образования

1.Обработка эмпирических данных.

2.Описание результатов реализации проекта.

 

  1. Повышение имиджа учреждения образования
  2. частие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях;

 

 

свернуть